Проблемные вопросы проведения испытаний СИ в целях утверждения типа 2937
Мы продолжаем публиковать серию материлов 8-ой научно-технической конференции "Энергия белых ночей 2016". На этот раз Вашему вниманию предлагаем ознакомиться с материлом В. А. Глубокова "Проблемные вопросы проведения испытаний СИ в целях утверждения типа".
1. Введение
ООО «ИЦ ЭАК» – ведущая российская компания в области создания, реконструкции и обслуживания систем автоматизированных информационно-измерительных коммерческого учета электроэнергии(далее – АИИСКУЭ). Одно из приоритетных направлений работы компании – организация и проведение метрологического обеспечения средств измерений (далее – СИ), в том числе – АИИС КУЭ. При этом, все работы проводятся в тесном сотрудничестве с ведущими организациями Росстандарта – ФГУП «ВНИИМС», ФБУ «Ростест-Москва», ФБУ «Пензенский ЦСМ» и др.
Целью данной статьи является обсуждение проблемных вопросов, которые были выявлены специалистами ООО «ИЦ ЭАК» при организации испытаний АИИС КУЭ в целях утверждения типа.
2. Результаты работ и проблемные вопросы
Только за период с 01.03.2015 по 01.03.2016 силами ООО «ИЦ ЭАК» организованы и успешнопроведены испытания в целях утверждения типа более 250 АИИС КУЭ ПАО «ФСК ЕЭС» и более 70 АИИС КУЭ ОАО
«РЖД». Всего же за период с 2005-го года по настоящее время количество утверждённых типов измерительных систем составило более 1500. Претензий со стороны заказчиков не поступало. За это время в компании накоплен значительный опыт по организации и участию в проведении испытаний в целях утверждения типа АИИС КУЭ, принадлежащих различным организациям.
В настоящее время на наш взгляд имеются следующие проблемные вопросы, которые существенно влияют на исполнение ООО «ИЦ ЭАК» своих обязательств перед заказчиками работ:
2.1 По срокам выполнения работ:
Работы по метрологическому обеспечению АИИС КУЭ организуется в соответствии с административным регламентом, введённым в действие приказом Минпромторга России №970 от 25.06.2013 (далее – Административный регламент), а также рекомендацией МИ 3290-2010.
01.02.2016 утверждено изменение №3 к МИ 3290-2010, основному документу, регламентирующему процедуру подготовки и оформления материалов испытаний СИ в целях утверждения типа. Изменения внесены по причине вступления в действие ряда приказов Минпромторга России, регламентирующих процедуру утверждения типа стандартных образцов или СИ, в том числе – приказа №4040 от 14.12.2015, утверждающего изменения в Административный регламент. В связи с этими изменениями, изменилась процедура утверждения типа СИ, в частности – регламентные сроки работ.
Так, в соответствии с п. 9.1 МИ 3290-2010 Испытатель направляет во ФГУП «ВНИИМС» (Единый центр Росстандарта проверки результатов испытаний – далее Единый центр) комплект документов на проверку (экспертизу). В соответствии с п. 9.3 МИ 3290-2010 Единый центр регистрирует поступившие материалы и в течение 20 календарных дней со дня поступления материалов проводит проверку результатов испытаний в части правильности оформления и содержания документов. В соответствии с п. 9.4 МИ 3290-2010 Единый центр готовит заключение по проверке результатов испытаний и направляет комплект документов в Управление метрологии Росстандарта либо возвращает его Испытателю для направления в Управление метрологии Росстандарта, в зависимости от условий Договора с Испытателем. Дальнейшие процедуры в целях Утверждения типа в соответствии с п. 9.5 МИ 3290-2010 выполняются Управлением метрологии Росстандарта и определяются Административным регламентом.
В соответствии с пунктом 9 Административного регламента, общий срок исполнения административных процедур по предоставлению государственной услуги не должен превышать 40 рабочих дней со дня поступления соответствующей заявки в Росстандарт. Т.е. общий предельный срок прохождения документов через Единый центр и Управление метрологии Росстандарта составляет 20 календарных дней плюс 40 рабочих дней. При этом, в соответствии с МИ 3290-2010 в редакции с изменения- ми №2 от 14 апреля 2014-го года, действовавшей до 01.02.2016, проверка (экспертиза) комплекта документов во ФГУП «ВНИИМС» проводится в течение 20 календарных дней (п. 9.3), и рассмотрение документов в Управлении метрологии и подготовка приказа об утверждении типа СИ проводится также в течение 20 календарных дней (п. 9.5). Таким образом, с вводом в действие изменения №3 к МИ 3290-2010, регламентный срок прохождения документов через органы ФАТРИМ увеличился на 20 календарных дней. Также усложнилась сама процедура, т.к. в соответствии с новой редакцией МИ 3290-2010 комплект документов на утверждение типа после проверки в Едином центре не передаётся в Управление метрологии Росстандарта, как было ранее, а возвращается Испытателю. В связи с большими объёмами проводимых работ по утверждению типа для заказчиков ООО «ИЦ ЭАК», появляется риск резкого увеличения и срыва сроков выполнения работ, что может привести к выставлению штрафных санкций в отношении исполнителя работ.
2.2 По стоимости работ:
Тарификация работ по испытаниям СИ в целях утверждения типа осуществляется подведомственными учреждениями ФАТРИМ на основании методики, утверждённой приказом Минпромторга России №973 от 25.06.2013 (далее – Методика расчёта).
По состоянию на 2016-й год, стоимость работ по испытаниям СИ в целях утверждения типа резко возросла. Ранее расчёт стоимости испытаний СИ в целях утверждения типа проводился в зависимости от количества измерительных каналов, входящих в АИИС КУЭ, и стоимость составляла от 100 до 200 тысяч рублей. В Методике расчёта стоимость работ зависит от числа показателей, подтверждаемых при испытаниях (аттестуемых характеристик). При этом, значение терминов «показатель, подтверждаемый при испытаниях» и «аттестуемая характеристика» в Методике расчёта не определено.
На практике стоимость проведения испытания СИ, рассчитанная в соответствии с Методикой расчёта, в подавляющем большинстве случаев составляет не менее 400 000рублей. Предельный размер платы, установ- ленный приказом Минпромторга России №973 от 25.06.2013, составляет
1 594 755,73 руб. Не все организации способны оплачивать данные работы по этим стоимостям.
2.3. По внесению изменений в ОТ:
Системы АИИС КУЭ являются действующими, динамично развивающимися и меняющимися системами. По объективным эксплуатационным причинам, в системах АИИС КУЭ регулярно происходят изменения, как влияющие на метрологические характеристики системы, так и не влияющие на них. В связи с этим, для организаций, эксплуатирующих и обслуживающих АИИС КУЭ, одной из важнейших задач является своевременная актуализация метрологических документов. В Административном регламенте приведены формы Заявок, описаны перечни документов и обязательных услуг, необходимых для внесения изменений в описание типа СИ, для двух случаев. В первом случае метрологические характеристики СИ меняются, в другом – нет. В случае изменения метрологических характеристик предполагается проведение испытаний в части вносимых изменений. В обоих случаях предусмотрена замена описания типа и оформление изменений в органах ФАТРИМ в течение 40 рабочих дней. При этом, любые изменения в системе, не предполагающие замены бланка свидетельства об утверждении типа, оформляются в виде внесения изменений в описание типа.
Ранее существовал порядок оформления изменений в АИИС КУЭ, позволявший более гибко подходить к внесению изменений. Например, допускалась возможность изменений в системе, которые вообще не требовали изменений в описании типа. В случае, если метрологические характеристики не менялись, изменения оформлялись актом в произвольной форме. Даже в случае изменения метрологических характеристик отдельных измерительных компонентов,при условии, что владелец АИИС КУЭ не претендует на изменение указанных в описании типа метрологических характеристик системы и подтверждает это официальным письмом, допускалось оформление изменений в форме акта в произвольной форме с приложением данного официального письма. Только если владелец АИИС КУЭ претендовал на улучшение метрологических характеристик системы в целом, АИИС КУЭ заново целиком представлялась на испытания в целях утверждения типа.
Для АИИС КУЭ вопрос внесения изменений в описание типа является существенным, т.к. в случае большого количества вносимых изменений стоимость испытаний в части вносимых изменений приближается либо становится равной стоимости испытаний всей системы в целях утверж- дения типа.При этом, в случае внесения изменений в описание типа зна- чительно возрастает документооборот, по сравнению с утверждением типа полностью новой системы.Также следует отметить, что изменения в АИИС КУЭ происходят с высокой периодичностью. Это значит, что в случае оформления даже незначительных изменений в соответствии с Административнымрегламентом, предусматривающим замену описания типа и срок оказания услуги органами ФАТРИМ в 40 рабочих дней без
учёта проведения экспертизы документов, новое описание типа ещё до утверждения может стать неактуальным.
2.4. По испытаниям программного обеспечения:
В соответствии с приказом Минпромторга России №164 от 03.02.2015, в описании типа СИ должно содержаться описание программного обеспечения, включая идентификационные данные программного обеспечения, оценку его влияния на метрологические характеристики СИ и уровень защиты программного обеспечения от непреднамеренных и преднамеренных изменений.
В соответствии с Порядком ПР 50.2.104-09, утверждённым приказом Минпромторга России от 30 ноября 2009 г. N 1081, на испытания СИ в целях утверждения типа необходимо предоставлять сведения о наличии программного продукта, используемого для получения результатов измерений. При этом, испытания должны включать в себя в том числе идентификацию программного обеспечения и оценку его влияния на метрологические характеристики СИ, анализ конструкции испытываемого СИ на наличие ограничений доступа к программному обеспечению. Также при наличии обязательных требований к программному обеспечению программа испытаний должна предусматривать проверку их выполнения. Подробно процедуры проверки программного обеспечения, проводимые при испытаниях СИ в целях утверждения типа, описаны в рекомендациях Р.50.2.077-2014.
Существуют АИИС КУЭ, тип которых утверждён до 2009-го года. В описаниях типа таких АИИС КУЭ отсутствуют вышеописанные данные об используемом программном обеспечении. В случае необходимости актуализации документов, согласно Административному регламенту необходимо проведение процедуры внесения изменений в описание типа СИ. Это влечёт за собой необходимость проведения испытаний в целях утверждения типа в части вносимых изменений, т.е. в части программного обеспечения. При этом, процедура проведения испытаний в целях утверждения типа АИИС КУЭ в части программного обеспечения не регламентирована.
3. Предложения
3.1 С 01.02.2016 общие сроки проведения процедуры утверждения типа увеличились на 20 календарных дней. Это может негативно отразиться на работе организаций, эксплуатирующих и обслуживающих АИИС КУЭ. Для исключения накопления больших очередей заявок на утверждение типа в органах ФАТРИМ, желательно вернуть регламентные сроки, действовавшие до 01.02.2016. Для достижения этой цели достаточно дать разъяснение, что 20 календарных дней, отведённых на проверку результатов испытаний в Едином центре в соответствии с МИ 3290-2010, входят в 40 рабочих дней, отведённых на оказание Государственной услуги по утверждению типа СИ в соответствии с Административным регламентом.
3.2 Расценки на испытания СИ в целях утверждения типа, регламентируемые Методикой расчёта, резко возросли. В нынешних экономических условиях эти расценки для многих организаций становятся чрез- мерно высокими. При этом, процедура утверждения типа, а значит и её оплата, является обязательной для СИ, применяемых в сфере Государственного регулирования. В целях обеспечения возможности субъектов рынка исполнять свои обязанности в сфере обеспечения единства измерений, считаем целесообразным пересмотреть нынешнюю систему тарификации в сторону уменьшения расценок.
3.3. Действующая система внесения изменений в описание типа не позволяет оперативно оформлять результаты измерений, создаёт почву для разногласий между организациями, эксплуатирующими и обслуживающими АИИС КУЭ, повышенный документооборот и материальные затраты. В целях исключения этих негативных факторов, предлагается внести изменения в Административный регламент в целях своевременного и легитимного внесения изменения в описания типа.В частности, считаем необходимымпредусмотретьвозможность испытания всей системы целиком в случае внесения существенных изменений, затрагивающих метрологические характеристики, а также возможность внесения несущественных изменений в описание типа без длительного прохождения документов через органы ФАТРИМ.
3.4 Процедура проведения испытаний в целях утверждения типа АИИС КУЭ в части программного обеспечения, необходимость в которой возникает при актуализации документов на некоторые АИИС КУЭ, не регламентирована. В целях исключения этого несоответствия предлагается расширить Административный регламент, добавив описание этой процедуры, либо выпустить отдельный документ.
Автор: В. А. Глубоков