"Аврора" развивает собственные возможности по неразрушающему контролю 1265
Созданная два
год назад на базе "Сахалинских авиатрасс" и "Владивосток Авиа" авиакомпания "Аврора" в 2016 году планирует получить единый сертификат ФАП-145, а также расширить действие сертификата EASA Part 145 на свою базу в Южно-Сахалинске. Дальнейшее развитие инженерно-авиационной службы объединенного перевозчика затронет и технические средства по бороскопии.
По данным сайта авиакомпании "Аврора" (входит в группу "Аэрофлот"), ее парк состоит из 10 магистральных реактивных ВС типа Airbus A319 и Boeing 737-500, а также девяти турбореактивных машин DНС-8-200/300 и DHC-6 Twin Otter Series 400. При этом все Airbus A319 и DHC-6 "Авроры" базируются во Владивостоке, а остальные самолеты — в Южно-Сахалинске.По данным сайта авиакомпании "Аврора" (входит в группу "Аэрофлот"), ее парк состоит из 10 магистральных реактивных ВС типа Airbus A319 и Boeing 737-500, а также девяти турбореактивных машин DНС-8-200/300 и DHC-6 Twin Otter Series 400. При этом все Airbus A319 и DHC-6 "Авроры" базируются во Владивостоке, а остальные самолеты — в Южно-Сахалинске.
От двух — к одному
На сегодняшний день технические специалисты "Авроры" занимаются ТО самолетов авиакомпании в аэропортах Кневичи и Хомутово на основании двух сертификатов ФАП-145. Также приморский филиал объединенного перевозчика, как преемник "Владивосток Авиа", обслуживает ВС "Авроры" с иностранной регистрацией под EASA Part 145.
В "Авроре" рассказали АТО, что к середине 2016 г. действие европейского сертификата может быть расширено на южносахалинскую базу авиакомпании, так как в рамках нового летнего расписания перевозчик готовится базировать в Хомутово несколько Airbus A319. Также с вводом в действие новой версии Федеральных авиационных правил "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники" "Аврора" к концу 2016 г. рассчитывает объединить два сертификата ФАП-145 в один общий. Пока же в Южно-Сахалинске и Владивостоке, например, работают две формально не зависящие друг от друга службы авиакомпании, занимающиеся в том числе вопросами бороскопии двигателей.
Неразрушающий контроль
По историческим причинам в рамках "Авроры" участок технической диагностики и неразрушающего контроля (УТДиНК) приморского филиала выглядит несколько выигрышнее южносахалинского отдела поддержания летной годности, в том числе курирующего работы по бороскопии двигателей. Так, в составе владивостокского УТДиНК работают девять специалистов, имеющих подготовку по II уровню в области НК по требованиям европейского стандарта EN 4179 и сертифицированных по требованиям EASA Part 145. В свою очередь, в Южно-Сахалинске в отделе ПЛГ введены две должности ведущих инженеров по диагностике и НК.
Впрочем, в сахалинском техническом комплексе "Авроры" также работают восемь специалистов II уровня. Однако они распределены по различным подразделениям дирекции — ОТК, службам ТО и ПЛГ. Задание на выполнение работ формируется службой ПЛГ. В ней же хранятся отчеты специалистов. "Такой принцип связан с недостаточно большим объемом работ по НК, поэтому отдельное подразделение в данный момент выделять нецелесообразно. При этом принцип централизации вида деятельности сохранен. Конечно, при наращивании парка ВС на Сахалине будет необходима структурная реорганизация ТД и НК, но это только вопрос организации производственного процесса — не более", — пояснил АТО заместитель технического директора "Авроры" Эдуард Агаметов.
Приборы
В наличии у приморских специалистов есть видеобороскопы General Electric XL Pro (оснащен 3D-стереометодом) и Olympus Iplex (3D-стерео- и теневой методы), а также ряд жестких и гибких эндоскопов производства Olympus и московского ЗАО "Научно-производственное предприятие специальной и медицинской техники". "Все оборудование по бороскопии было приобретено "Владивосток Авиа" для решения вопросов по эксплуатационному мониторингу газотурбинных двигателей. Характеристики данного оборудования в полном объеме обеспечивают выполнение работ по контролю за авиадвигателями, эксплуатируемыми в нашей авиакомпании", — сказали в "Авроре".
Между тем в аэропорту Хомутово "Аврора" использует третий тип видеоэндоскопа — XL G3 (3D-стерео- и теневой методы) производства GE со сменными зондами 4,0 и 6,1 мм.
В авиакомпании говорят, что основные принципы использования видеобороскопов при обслуживании газотурбинного и турбовинтового двигателей идентичны, но нюансы, связанные с особенностями конструкции моторов, все де имеются.
Возможно, в ближайшем будущем для южносахалинских специалистов в рамках расширения деятельности технической базы в аэропорту Хомутово у этого же производителя будет приобретен новейший видеобороскоп Mentor Visual iQ с 3D-стерео методом контроля поверхности. Впрочем, специалисты перевозчика отмечают, что на сегодняшний день совершенных видеосистем в бороскопии нет: "Производители пока только стремятся к этому, а 3D-стереометод не такой уж новый".
Методы
Технология ЗD-стереоизмерения за счет захвата через две линзы стереообъектива и триангуляции обеспечивает получение точных пространственных измерений фактически любых объектов в широком диапазоне. "Недостатком этого метода является возможность не всегда обеспечить достаточную освещенность зоны контроля и установку объектива перпендикулярно зоне контроля", — отмечают работники УТДиНК.
Теневой метод, в свою очередь, основан на сравнении ширины тени, отбрасываемой от нити, установленной в объективе: "Недостатком этого метода является возможность не всегда обеспечить достаточную освещенность зоны контроля и установку линии параллельно зоне контроля".
Отвечая на вопрос о сроках возврата инвестиций в приобретение современных бороскопов, в "Авроре" отметили: "Хорошие сроки окупаемости подобного оборудования имеют специализированные ТДиНК-центры, занятые на услугах для авиакомпаний и организаций для ТОиР, где имеются значительные объемы работ для клиентов. В нашей авиакомпании сроки окупаемости этого оборудования значительно больше".
На сегодняшний день дальневосточный перевозчик не оказывает услуг сторонним предприятиям, хотя такая возможность есть. Для небольшой российской авиакомпании с парком до 10 самолетов достаточно иметь набор из гибкого и жесткого эндоскопов с возможностью установки фото- или видеокамеры на окуляр, полагают бороскописты "Авроры".
Источник: АТО
Автор: Артём Кореняко